Высока вероятность возникновения на российском топливном рынке ситуации родом из 90-х годов, когда импорт топлива производился из зарубежных стран. Ситуация такова, что на текущий момент европейский бензин значительно дешевле российского. Причиной тому – небезызвестный вирус, снизивший цены на нефть. Вместе с тем, крупнейшие нефтяные компании России не готовы снижать цены внутри страны, потому как вносят демпферные отчисления в бюджет. По мнению авторитетных специалистов, демпферная схема изначально не рассчитывалась на столь низкие расценки и теперь требует срочной корректировки. Правда, в Министерстве Финансов такое развитие событий отклонили сразу: вполне логично, ведь корректировка демпфера негативно скажется на доходах бюджета.
Все идет к тому, что топливный рынок России попадет под гнет импортного бензина, преимущественно –европейского. Предсказателем такой неблагоприятной ситуации было агентство Reuters. По мнению специалистов агентства, топливо в России превосходит по цене импортное как минимум на 6 тысяч рублей за тонну. В то же время, бензин на бирже стремительно падает в цене: стоимость АИ-92 и АИ-95 к концу марта текущего года упала на 3% и 4%. В своих расчетах эксперты агентства указали, что при учете пошлины на ввоз размеров 5%, нынешнего курса рубля, НДС и акциза европейский бензин в России будет стоить порядка 37 000 рублей за тонну. Не менее опасное развитие событий для топливного рынка России – импорт белорусского бензина. В теории он возможен: не будем забывать о загруженности местных нефтеперерабатывающих заводов российской беспошлинной нефтью.
Корень столь проблемного сценария – демпферная схема, действующая для обратных акцизов на нефть. Демпфер был необходим для сглаживания последствий «скачущих» ценников на нефть по отношению к стоимости российского топлива. Иными словами, демпфер служил компенсационным механизмом при растущей цене на нефть, тем самым выручая нефтяников при падении спроса не топливо внутри страны. Теперь же, когда цены на нефть устремились вниз, нефтеперерабатывающие компании вынуждены платить в бюджет. Все расходы на налоги нефтеперерабатывающими компаниями всегда закладываются в конечную цену продукта, благодаря чему формируется премия для импорта.
Все большее число экспертов склоняются к тому, что непринятие правительством России экстренных мер неминуемо приведет к импорту европейского топлива. Согласно текущим котировкам, премия от поставок на внутренний российский топливный рынок европейского бензина превышает 15 000 рублей за тонну (дизельное топливо – до 10 000 рублей за тонну). В связи с тем, что величина демпфера независима от действующих цен внутри рынка, решение нефтяных компаний о снижении цен во имя стабилизации конкурентности приведет к еще большим потерям.
Ситуацию осложняет тот факт, что демпфер совершенно не рассчитан на ценовой диапазон, который мы наблюдаем сегодня. Эксперты уверены: несмотря на явное нежелание Министерства Финансов принимать такое решение сейчас, скорректировать демпфер все же придется. Данный вопрос воспринимается Минфином крайне остро, так как не сулит для бюджета страны ничего хорошего.
Альтернативный вариант развития событий – установление заградительной пошлины на импортное топливо. Наиболее правдоподобной видится поставка топлива железнодорожным способом из КНР, Прибалтики или Финляндии. Такое решение может выглядеть вполне приемлемым и выполнимым до тех пор, пока не возникает очень важный вопрос: как организовать «с нуля» масштабные перевозки из Европы, схемы которых не отрабатывались на протяжении долгих лет? Самый простой ход при таком развитии событий – поставки нефтепродуктов из Белоруссии. Правда, вряд ли такой ход придется по душе российским нефтяникам, теряющим рынок вследствие гарантированного снижения спроса на топливо в весенний сезон. Вне зависимости от того, какой выход из ситуации будет избран, топливному рынку России предстоит серьезное испытание, экономические последствия которого могут растянуться не на один год.
Получите подробную консультацию бесплатно!
Заполните форму, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.